24 октября в музее-заповеднике «Остафьево» стартовала совместная с музеем-заповедником «Горки Ленинские» выставка «Красные и белые», рассказывающая об агитационном искусстве первых лет существования Советского государства, особенностях его художественного языка и отражении исторических событий в плакатных произведениях.
«Все художественные приемы, которые мы видим у авторов агитационного искусства, с успехом используются современными мультимедийными технологиями, и потому актуальны и интересны как специалистам, так и зрителям, готовым искать в редких примерах политического плаката времен Гражданской войны ответы на сложные вопросы истории», – отметил директор музея-заповедника «Остафьево» Андрей Лоскутов.
В экспозиции представлены шедевры плакатного искусства времен Гражданской войны из фондов музея-заповедника «Горки Ленинские», в которых хранится крупнейшая в стране коллекция редких политических и бытовых плакатов 1918–1922 годов.
«С помощью наиболее ярких образцов агитационного искусства мы показываем многоцветную картину меняющегося каждый день мира глазами всех участников гражданского противостояния. Ведь именно в годы Гражданской войны политический плакат достигает своего расцвета как отдельный вид искусства. Ясность изобразительных средств, яркость запоминающихся образов, молниеносный отклик на происходящие события и широкое распространение обусловили целенаправленное использование плаката как наиболее эффективного средства вовлечения народа в политическую жизнь», – рассказала куратор проекта, начальник отдела научно-просветительской работы музея-заповедника «Горки Ленинские» Светлана Генералова.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Посетители смогут впервые увидеть ранее не выставлявшиеся работы одного из главных художников плакатного искусства, создателя знаменитых «Окон РОСТА» – печатных стенных газет Российского телеграфного агентства (РОСТА, ныне ТАСС) – Михаила Черемных. Среди них – плакат «Так больше на будет», один из лучших прообразов политического комикса.
Выставка демонстрирует, как в плакатном искусстве традиционные приемы иконописи, лубка и карикатуры сочетаются с особыми художественными подходами, свойственными динамичному и при этом лаконичному жанру плаката. Эти тенденции особенно ярко выражены в экономическом плакате «Силен пролетариат – сильна и кооперация!» художника Александра Аршинова, а также в лубочном плакате «Вручение пернача Атаману Каледину».